Кері қайту
Закон сингармонизма
Это основной закон казахского языка. Коротко звучит так: в составе казахского слова, как правило, могут быть или только твердые гласные звуки - а, о, ы, ұ, или только мягкие гласные звуки - ә, ө, і, ү, е.

Соответственно твёрдые дифтонги у [ұу], и [ый], ю [йұу], я [йа] употреблются в словах с твёрдыми гласными, а мягкие дифтонги у [үу], и [ій], ю [йүу], я [йә] в словах с мягкими гласными.

И по такому же принципу слово продлевается. То есть мы добавляем к нему окончания или только с твердыми гласными, или только с мягкими гласными, ориентируясь на гласную в последнем слоге слова.

Примеры слов с твердыми гласными: ата-лар-ыңыз-ға (вашим дедушкам), жұмыс-тан (с работы), бала-лар-ыңыз (ваши дети), ұя-лар-дан (из гнезд), уақыт-ы-нда (вовремя), қою-лау (густоватый), жиналыс-қа (на собрание) и т.д.

Примеры слов с мягкими гласными: әдемі-леу (красивее), киім-іміз (наша одежда), мектеп-тен (из школы), үйлен-ген-дік-тен (от того, что женился), жиен-дер-іміз-ді (наших племянников), келін-дер-іңіз-ден (от ваших снох), әже-лер-іңіз-ге (вашим бабушкам) и т.д.

Вы можете самостоятельно проверить соответствие казахских слов закону сингармонизма, просмотрев, например, какой-нибудь словарь или текст.

НО ЕСТЬ И ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Во всех нижеприведенных случаях в одном слове могут присутствовать и твердые, и мягкие гласные звуки. Это:

1. Слова, вошедшие в казахский язык в раннем средневековье из арабского и персидского языков и воспринимаемые в настоящее время как исконно казахские: рақмет (спасибо), кітап (книга), мұғалім (учитель), тарих (история), емтихан (экзамен), мейрам (праздник), қызмет (служба), құзырет (компетенция) и т.д.;

2. Слова, вошедшие в казахский язык из европейских языков, в том числе из русского языка: волейбол, виолончель, энциклопедия, элемент, компьютер, сканер, маркер, телефон и т.д.;

3. Слова, образованные слиянием двух самостоятельных слов:

он (десять) + күн (день) = онкүндік (декада);
өмір (жизнь) + баян (изложение) = өмірбаян (биография);
сенім (вера) + хат (письмо) = сенімхат (доверенность);
дәрі (лекарство) + хана (помещение) = дәріхана (аптека).
Демалыс, баспасөз, бойжеткен, қыз-келіншек, жоғары-төмен.

4. Слова, отвечающие на вопросы Кіммен? (С кем?), Немен? (Чем?, На чем?), Қалай? (Как?), то есть стоящие в творительном падеже. Они имеют окончания -мен, -бен, -пен, -менен, -бенен, -пенен.

Ата-мен (с дедушкой), бор-мен (мелом), пияз-бен (с луком), баж-бен (с пошлиной), дос-пен (с другом), хат-пен (письмом), ат-пен (на лошади);

5. Слова, отвечающие на вопросы Кімдікі? (Чей? Кому принадлежит?), Ненікі? (К чему относится?), то есть обозначающие принадлежность. Они имеют суффиксы -нікі, -дікі, -тікі.

Ата-нікі (дедушкин), қыз-дікі (девочки, для девочки), дос-тікі (друга), ыдыс-тікі (от посуды), шалбар-дікі (от штанов), қала-нікі (города, относится к городу).

6. Слова, образованные путем добавления к исходному слову суффиксов -гер, -кер, -паз, -тай, -қой, -қор, -кеш, -хана, -стан, -күнем, -еке, -жан, -кент.

Заң (закон) – заң-гер (юрист), мұра (наследие) – мұра-гер (наследник), қарыз (заем) – қарыз-гер (заемщик), жауын-гер (воин, солдат), жауап-кер (ответчик), білім (знание) – білім-паз (знаток), өнер (искусство) – өнер-паз (умелец, искусник), әке-тай (папенька), ерке-тай (любимица), әуес-қой (любитель), бәле-қор (зловредный, скандалист), жем-қор (1. жадный до корма (о скоте); 2. взяточник (перен.)), дәрі-хана (аптека), Өзбек-стан, мас-күнем (пьяница), Ас-еке (уважительная форма имени, например, Айсұлтан), әке-жан (папенька), Шым-кент.

7. Если слово заканчивается на «х», то к нему добавляются только твёрдые окончания:

Цех-та, тарих-та, нивх-тар, шейх-қа.

8. Слова, заканчивающиеся на: -ог, -уг, -рг, -рк, -нг, -нк, -кс, -кт, -ск, -лк, -рн, -нкт, -кль, -фт, -бль, -брь, -ик, -ель, -мк, -нс, -окт. К ним добавляются только мягкие окончания, даже если в последнем слоге стоит твердая гласная. Это заимствованные слова.

Педагог-тер, хирург-тен, банк-ке, ноктюрн-і, айсберг-ке, ансамбль-дің, кокс-ті.


Автор: Сағадат Рақымжанұлы Мұқанов
Материал книги «Практический казахский»